[Сайт учителя биологии ]




Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими. - Р. Эмерсон
Вход   Регистрация
Главная » 2015 » Март » 1 » "Восьмое чудо Света"
22:51
"Восьмое чудо Света"
С 4 июля по 4 августа 2006 года Госдарственный Исторический музей представялет выставку "Осязание и обоняние". Аллегория. Мозаика из Янтарной комнаты. Неизвестный мастер по оригиналу Д. Дзокки. Италия. Середина XVIII в. Цветные полудрагоценные камни, сланец; флорентийская мозаика. Зал 23.
Янтарная комната, которую называли "восьмым чудом света", была уникальным по своим размерам и технике исполнения произведением декоративно-прикладного искусства и одной из наиболее ярких достопримечательностей Екатерининского дворца в Царском Селе. Ярким дополнением ее янтарного убранства являлись флорентийские мозаики с аллегорическими изображениями пяти человеческих чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния - в виде жанровых сцен на фоне архитектурных руин. Янтарные панели, созданные в конце XVII - начале XVIII в. и составлявшие основу этой легендарной комнаты, были подарены в 1716 г. Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I в знак укрепления союзнических отношений двух государств. Однако мозаичные картины появились в убранстве комнаты несколькими десятилетиями позже, при его дочери императрице Елизавете Петровне. По ее повелению в Большом царскосельском (Екатерининском) дворце, который перестраивался в то время по проекту Ф.Б.Растрелли, должна была возникнуть Янтарная комната. При ее создании Растрелли гармонично вписал четыре мозаичные картины (которые, по всей видимости, были дипломатическим подарком австрийского двора русской императрице), в огромные янтарные рамы и придал изысканному интерьеру особое великолепие. Флорентийская мозаика считается самой сложной мозаичной техникой. Она появилась в XVI в. в Италии, во Флоренции, где мозаики собирались из плоских кусочков разноцветных камней неправильной формы. При этом использовались мраморы ценных пород, агаты, сердолики, лазурит, перламутр, дендриты (окаменевшее дерево). Наибольшую сложность представляет изготовление сюжетных картин, выполненных с максимальным приближением к живописным оригиналам. Этот вид мозаичного искусства развивался в Италии в XVII - XVIII в. Начало ему было положено деятельностью флорентийской мастерской "Pietra dura" ("Твердые камни"), руководителем которой был художник-камнерез Луи Сириес. Над мозаиками здесь работало более 100 человек. Наиболее сложные произведения выполнялись по картонам живописца Джузеппе Дзокки. За все 150 лет своего существования мастерской удалось изготовить менее 100 подобных произведений. Основным заказчиком являлся австрийский двор. Во время Великой Отечественной войны мозаики исчезли вместе с Янтарной комнатой. В 1979 г. было принято решение о ее возрождении, с 1983 г. было открыто финансирование. Начались тщательные подготовительные работы: поиск изобразительных и архивных материалов, изучение аналогов в музеях Италии и Австрии, восстановление утраченной техники ремесла, ведь вещи подобного уровня уже давно уже перестали выполнять - нет ни мастеров такой квалификации, ни соответственных заказчиков. Очень помогло то, что удалось разыскать полотна Д.Дзокки, на основе которых выполнялась утраченная серия мозаичных картин с аллегориями пяти чувств. Параллельно с научно-исследовательской и проектной работой подбирались камни - на Урале и Алтае, Кольском полуострове и в Казахстане, в Подмосковье и на Дальнем Востоке, в Забайкалье и на Кавказе, - поскольку только богатая "каменная палитра" позволяла добиться сходства с живописными оригиналами. На основе собранного материала коллектив под руководством главного архитектора ГМЗ "Царское Село", академика архитектуры, лауреата Государственной премии А.А.Кедринского (1917-2004) создал научный проект возрождения флорентийских мозаик. На выполнение одной мозаики мастера Царскосельской янтарной мастерской под руководством Б.П.Игдалова тратили по два года ежедневного труда. В 2000 г. в Германии, в Бремене, была найдена одна из четырех подлинных мозаик Янтарной комнаты - аллегория "Обоняние и Осязание". После сложных переговоров мозаика вернулась в Царское Село. К этому времени мастера уже воссоздали мозаичную картину на эту тему. Сравнение оригинала и воссозданной мозаики доказало правильность разработанных мастерами-реставраторами технологий, верность цветового решения, продемонстрировало высокую квалификацию русских мастеров. Воссозданная Янтарная комната была открыта 13 мая 2003 года. Результатом многолетнего кропотливого подвижнического труда стало не только обретение утраченного сокровища: в России появилась уникальная школа реставраторов, возродившая забытые ремесла и технологии XVII - XVIII в. - создание многоцветных янтарных изделий, художественную обработку янтаря и камнерезное мастерство в технике флорентийской мозаики.
источник информации-журнал "Наука и жизнь"
Просмотров: 935 | Добавил: Татьяна | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar